Новости » Публикации

"Электротранспортное место" (часть 8)

Сегодня в серии обзоров «Электротранспортное место» - Старо-Петергофский проспект (участок от Обводного канала до пл. Стачек). В данном обзоре речь пойдёт только о трамвайном движении на проспекте.

Старо-Петергофский проспект.
Автор: Виктор Лавров.
Источник: 3 апреля 2013 года

До 1 марта 2013 года данный участок трамвайной сети был выведен из маршрутного движения и законсервирован: отсутствовали рельсы на углу Обводного канала и Старо-Петергофского проспекта.

Автор: Андрей Рожков.
Источник: 19 октября 2008 года

Пожалуй, это первый случай в практике современного Петербурга, когда участок трамвайной линии был расконсервирован и по нему запущено линейное движение трамваев – с 1.03.2013 здесь ходит трамвайный маршрут № 16.

Кроме того, перед запуском движения было отремонтировано оборотное кольцо на площади Стачек (осенью 2012 года).

Источник: Фрагмент топографического плана

Движение по этому участку Старо-Петергофского проспекта осуществлялось с очень давнего времени. Трамвайные пути существовали на проспекте Стачек с 1916 года. В годы Блокады по ним подвозили солдат и боеприпасы к линии фронта в районе Кировского завода. Пути были сняты во второй половине 50-х годов, сразу после строительства метро для того, чтобы загрузить пустые в то время вагоны подземки. Тогда трамвайная линия была перенесена на улицу Маршала Говорова, Трефолева и Лифляндскую, после чего трамвай начал плутать и терять время в пути.

Последовательность переименований магистрали: с 1798 г. – Петергофский пр., с 3.11.1922 – пр. Юного Пролетария, с 31.10.1933 – пр. Газа и лишь с 4.10.1991 – Старо-Петергофский пр.

площадь Стачек.
Автор: фото Владимира Валдина.
Источник: 1932-1933

Перечислим все маршруты, которые проходили по этому участку. Здесь и далее, при описании будет фигурировать чаще пл. Стачек (площадь у Нарвских ворот), поскольку от пл. Стачек линия уходила только в два направления, а с 1961 года – только в одном – в направлении Старо-Петергофского проспекта.

Старо-Петергофский проспект.
Автор: Олег Соловьёв.
Источник: 3 декабря 2011 года

№ 1: с 1916 по 1923 - от Нарвских ворот по Петергофскому пр., Садовой ул., наб. Лебяжьей канавки, Суворовской пл., Троицкому мосту, Большой Дворянской ул. (ныне: ул. Куйбышева), Сампсониевскому мосту, Финляндскому пр., Боткинской ул., Нижегородской ул. (ныне: ул. Академика Лебедева) до Финляндского вокзала. С 1929 до 5.12.1961 транзитом следовал через пл. Стачек и соединял деревню Алексеевка с Барочной улицей. А с 5.12.1961 трамвай окончательно покинул пр. Стачек (с 12.10.1959 был убран фрагмент линии по пр. Стачек от ул. Новостроек до ул. Трефолева). Короткий промежуток (с 5.04.2003 по 1.07.2003) следовал от к/ст. «площадь Стачек» до Детской улицы.

№ 9: с 1929 по 1941 следовал от Политехнического института до Нарвских ворот. После перерыва в движении трамваев во время блокады, с 15.04.1942 пошёл по маршруту от Нарвских ворот до 2-го Муринского пр. С 15.07.1942 северная конечная снова была перенесена к Политехническому университету. В таком виде маршрут был до 50-х годов, когда конечная с юга перенесена была к Балтийскому вокзалу.

№ 11: с 1929 года по 1933 кольцо у маршрута было на пл. Стачек, а с 1933 года, от Северной верфи, транзитом через пл. Стачек, маршрут следовал до завода Электросила. С 1939 года конечная у завода Электросила была перенесена в Благодатный переулок. В 1941 году маршрут закрыт. С 27.09.2002 до 1.03.2006 маршрут соединял пл. Стачек с к/ст. «улица Кораблестроителей».

площадь Стачек.
Автор: Алексей Бараш.
Источник: 17 декабря 2005 года

№ 13: с 1932 по 1941 год пересекал площадь у Нарвских ворот, соединяя перевоз Домбаля с заводом «Красный Путиловец». С 23.02.1943 следовал от Нарвских ворот до Новопроложенной улицы. С 1957 года – следовал через пл. Стачек от деревни Алексеевка до Большой Охты. С 5.12.1961 года маршрут был перенесён на линию: Лифляндская-Калинина-Трефолева. С 1965 следовал от Малой Охты до пл. Стачек. Так маршрут ходил до 2.03.1992 (пару раз трасса менялась, но конечная на пл. Стачек оставалась неизменной).

№ 16: с 1.03.2013 по настоящее время следует от пл. Стачек до Карбюраторного завода.

площадь Стачек.
Автор: Виктор Лавров.
Источник: 2014 год

№ 19: с 1925 по 1941: от Полюстровского пр. через пр. Юного Пролетария (ныне: Старо-Петергофский проспект) до Нарвских ворот. С 1963 по 1990 – по той же трассе (названия улиц только поменялись).

№ 22: несколько лет в 50-е маршрут ходил от Турухтанных островов до Финского переулка (через пл. Стачек и пр. Газа). А с 4 января 1956 года коренным образом изменил маршрут (2-ой Муринский пр. – Стремянная улица).

№ 28: с 1929 по 1941 следовал насквозь через пл. Стачек и пр. Газа.

площадь Стачек (изменённая трасса).
Автор: Сергей Лаврентьев.
Источник: 7 мая 2005 года

№ 31: с 1947 по 5.12.1961 неизменно следовал через пр. Газа и пл. Стачек по пр. Стачек. С 1980 по 27 сентября 2002 года следовал от к/ст. «площадь Стачек» по Старо-Петергофскому пр. в сторону Васильевского острова.

площадь Стачек.
Автор: Михаил Нарциссов.
Источник: 18 августа 1984 года

№ 32: с 1933 по 1941 следовал от завода «Красный Путиловец» через пр. Юного Пролетария до завода «Большевик».

№ 33: с 1957 года по 4 декабря 1995 года соединял пл. Стачек с Приморским парком Победы.

№ 34: с 1968 года по 2 октября 2001 года конечной станцией маршрута была пл. Стачек, откуда по Старо-Петергофскому пр. трамвай следовал на Крестовский остров.

площадь Стачек.
Автор: Yury MTA-LRTA.
Источник: июль 1997 года

№ 35: с 1933 по 5.12.1961 года следовал через пл. Стачек и проспект Газа.

№ 36: с 1952 по 5.12.1961 года следовал через пл. Стачек и проспект Газа.

№ 41: ровно месяц (с октября по ноябрь 1962 года) маршрут следовал от пл. Репина по пр. Газа (ныне: Старо-Петергофский пр.), пл. Стачек и далее в Сосновую Поляну. С ноября – сокращён до Оборонной улицы.

№ 42: с 1936 по 1941 г. пересекал площадь у Нарвских ворот от Кировского завода на Васильевский остров.

№ 43: чуть больше месяца (с 1 марта по 11 апреля 2006 года) следовал от пл. Стачек по Старо-Петергофскому пр. и далее до ст. м. «Купчино».

Автор: Grolln.
Источник: 4 апреля 2009 года

Столь оживлённое движение в данном районе (судя по количеству маршрутов) было в следствие близости Кировского завода, Ленинградского Порта, прочих промышленных предприятий (Красный треугольник и т.д.), а также, наличия рабочих кварталов и общежитий вокруг ст. м. "Нарвская".

"Последнее пришествие" трамваев на линии по Старо-Петергофскому от Обводного канала до пл. Стачек и пл. Стачек было в июле 2006 года во время ремонтных работ на линии 41 трамвая. Ходил маршрут № 41а от пл. Тургенева до пл. Стачек. На маршруте работали 3 вагона.

площадь Стачек.
Автор: sansanich .
Источник: 3 июля 2006 года

Вновь о трамвайном кольце на площади Стачек и о линии к нему вспомнили в 2012 году, когда было объявлено, что в 2013 году на ремонт закроется ст. м. «Нарвская». Было решено продлить туда трамвайный маршрут № 16 от пл. Тургенева.

Старо-Петергофский проспект.
Автор: Станислав Булгаков.
Источник: 16 сентября 2014 года

И это было очень верным решением - появилась утерянная многие годы назад трамвайная связь с Садовой улицей. На этом направлении хозяйничали (да и продолжают хозяйничать) маршрутки, связывающие пл. Стачек с Васильевским островом, с Сенной площадью и т.д.

Трамвай частично нарушил монополию этого направления. Конечно, он по-прежнему простаивает из-за ДТП на путях, из-за пробок, но всё же - действующую линию легче развивать, чем восстанавливать "с нуля" демонтированную.

Старо-Петергофский проспект.
Автор: Станислав Булгаков.
Источник: 26 февраля 2015 года

4 февраля 2016 года

Предыдущие материалы в серии "Электротранспортные места"

1) улица Руставели (у ж/д станции "Ручьи")
2) Большая Пороховская улица
3) Минеральная улица
4) 22-23-я линии, Средний проспект, Детская улица
5) Бухарестская улица (в районе ст. м. "проспект Славы")
6) к/ст. "Малая Охта"
7) к/ст. "Невский завод"

Категория: Мои статьи | Добавил: 1trspb571833 (04.02.2016)
Просмотров: 953 | Теги: проект, электротранспортное место, Старо-Петергофский проспект | Рейтинг: 0.0/0
avatar