В Петербурге есть ряд маршрутов электрического транспорта, которые выходят на маршрут только в будние дни. Среди них большинство составляют троллейбусные маршруты. Причём, встречается график "в часы пик", который подразумевает, что маршрут работает только в утренний и вечерний часы пик, когда наибольший пассажиропоток.
Сегодня мы расскажем об одном из таких "пиковых" маршрутах, а именно, о троллейбусном маршруте № 18. Данный маршрут соединяет станцию метро "Новочеркасская" с железнодорожными станциями "Пискарёвка" и "Ручьи".
История маршрута насчитывает уже без малого 50 лет. 18 троллейбус первый раз вышел на линию в 1965 году по маршруту: станция метро "Петроградская" - "Пискарёвский проспект". Вероятно, маршрут был запущен для подвоза пассажиров к недавно открытой станции "Петроградская" (1 июля 1963 года). Уже в следующем году трасса была незначительно изменёна на Петроградской стороне. В 1970 маршрут снова претерпел изменения - на сей раз это было связано с переустройством конечной станции на Пискарёвском проспекте. Раньше она имела такую конфигурацию:
Вид из космоса на к/ст. "Пискарёвский проспект".
Дата: 17 мая 1966 года.
А с 1970 года прекратила своё существование, и маршрут № 18 был продлён по пр. Металлистов, Апрельской ул. и ул. Маршала Тухачевского до к/ст. "улица Маршала Тухачевского".
Однако, 5 марта 1974 года маршрут был закрыт. И открылся вновь, спустя почти полгода (3 октября 1974 года) по абсолютно новой трассе: от станции "Ручьи" по Пискарёвскому пр., пр. Металлистов, Якорной ул., Большеохтинскому мосту, Тульской ул., Суворовскому пр., Кирочной ул. (тогда: ул. Салтыкова-Щедрина), Потёмкинской ул., ул. Чайковского, пр. Чернышевского до к/ст. "станция метро Чернышевская". Такое продление стало возможным благодаря тому, что в 1974 году был открыт участок троллейбусной линии от пр. Металлистов до пр. Мечникова. В 1980 году была изменена конфигурация разворота в районе Чернышевской: теперь троллейбусы следовали по ул. Чайковского до Литейного пр., а далее по Литейному пр., Кирочной ул. (ул. Салтыкова-Щедрина в те годы) и далее в сторону ж/д станции "Ручьи".
Красногвардейская площадь.
Автор: Сергей Лаврентьев.
Источник: 8 июня 2002 года
В такой трассировке маршрут просуществовал 14 лет, и 15 февраля 1994 года маршрут приобрёл вид, который он имеет и по сей день: Таллинская улица - ж/д станция "Ручьи".
Заневская площадь.
Дата: 1985 год.
История изменений троллейбусного маршрута № 18 на карте.
Все эти годы "преобразований" (с 1965 по 1994), и дальше, до 2004 года, маршрут имел ежедневный график работы (с 1.01.2004 по 1.07.2009 - по будням).
Но в дело вмешался случай. В 2006-2007 годах производилась реконструкция Пискарёвского проспекта, в ходе которой была демонтирована трамвайная линия по Пискарёвскому пр. (от пр. Мечникова до Полюстровского пр.). К слову, последние остатки этой линии были уничтожены в сентябре этого года, в ходе ремонта трамвайных путей на перекрёстке Полюстровского и Пискарёвского проспектов. Между тем, по закрытой линии пролегало 4 (!!) трамвайных маршрута, которые требовалось чем-то заменить. Выход был найден с помощью автобусов.
Полюстровский пр./Пискарёвский пр.
Автор: Yury MTA-LRTA.
Источник: № 7500
Свою работу с 2006 года начал автобусный маршрут № 132 (АС "Пискарёвка" - ст. м. "площадь Александра Невского"), который на 99% дублировал трассу закрытого на время реконструкции Пискарёвского путепровода троллейбусного маршрута № 18.
ж/д ст. "Ручьи".
Автор: Кирилл Козачук.
Источник: № 5101
А с окончанием работ на Пискарёвском проспекте (27 декабря 2007 года) был запущен ещё один новый автобусный маршрут (№ 133), который связал ж/д станцию "Ручьи" с Финляндским вокзалом. Тогда же был открыт и маршрут № 18 вновь. Но поскольку, выпуск на маршрут был маленьким, интервал движения составлял около 40 минут. Такое положение дел сохранялось до 2009 года, когда маршрут был переведён на график "в часы пик". А в 2010 году (1 декабря) 132 автобусный маршрут, который и по сей день является 99% дублем троллейбуса, был продлён до АС "Ручьи". Ранее, на троллейбусном маршруте № 18 работали машины исключительно из Совмещённого трамвайно-троллейбусного парка (СТТП). Однако, с сентября 2009 года, когда несколько "низкопольных" машин из СТТП (Гражданский, 131) были переданы на Арсенальную, 27 (2-я площадка 3-го троллейбусного парка), обслуживание маршрута стало осуществляться следующим образом: 3 наряда (1,3,5) с Арсенальной, и 2 наряда (2,4) с Гражданского.
Гражданский проспект (следует из парка).
Автор: Andrey Kaban.
Источник: 3 марта 2009 года
Как уже было отмечено выше, 132 автобусный маршрут практически полностью повторяет трассу троллейбуса, что приводит либо к "гонкам за пассажира", либо к "тасканию" друг за другом. А особенности расписания приводят именно к тому, что оба маршрута проезжают практически один за другим, и тут как говорится, кто кого "хапнет".
"С 21 сентября СПб ГУП «Горэлектротранс», принимая во внимание пожелания горожан, в целях улучшения качества перевозок выпустило на троллейбусные маршруты № 36 («ст. Сортировочная - ст.м. Электросила») и № 18 («ст. Ручьи - Хасанская ул.») подвижной состав с низким уровнем пола. Таким образом, все троллейбусы, работающие на данных маршрутах - низкопольные, а значит удобные для пассажиров с ограниченными возможностями, пожилых людей и матерей с детскими колясками.
Троллейбусные маршруты № 18 и № 36 - одни из самых востребованных у петербургских льготников. Благодаря этим двум маршрутам пассажиры могут с комфортом добираться до объектов социального назначения: поликлиник, районных администраций, школ. Кроме того, закупленные для города в 2009 году новые троллейбусы по мере поступления в парки будут также распределяться на социально значимые троллейбусные маршруты."
Такая новость была на сайте ГУП "Горэлектротранс" в 2009 году Не смешно ли пресс-службе было писать такую заметку, с учётом того, что оба этих маршрута работают только в часы пик?
Пискарёвский проспект.
Автор: Кирилл Козачук.
Источник: 28 июня 2011 года
Однако, в одном ГУП обещание сдержал - как правило 3 из 5 троллейбусов на маршруте всегда были низкопольные (в основном, 2314, 2330, 2332). Но с февраля 2015 года на маршруте стал работать вновь только СТТП, и соответственно, выпуск на маршрут стал осуществляться преимущественно высокопольными машинами. Однако, в течение длительного времени, по одному из нарядов работает совсем новый низкопольный троллейбус "Мегаполис" № 5219.
проспект Металлистов.
Автор: Константин Чистяков.
Источник: 18 июня 2015 года
Главный враг любого маршрута - пробки. В случае, с 18-м маршрутом, это не единственная проблема, но обо всём по порядку.
Итак, пробки. И утром, и вечером, на карте маршрута 3 проблемные точки: разворот у метро "Новочеркасская", Красногвардейская пл. и Якорная ул., Пискарёвский пр. около ул. Руставели.
Последняя точка с недавнего времени перестаёт быть "проблемной" - в конце сентября открыта очередная часть строящейся развязки на перекрёстке Пискарёвского пр. и пр. Непокорённых. В результате чего, Пискарёвский пр. в часы пик может пропустить большее количество автомобилей. А вот первые две станут менее проблемными только после открытия всех строящихся объектов в районе площади Александра Невского (ну или после введения реверсивного движения на Большеохтинском мосту, которое недавно анонсировано на 2016 год). А пока - опоздание в утренний "час пик" колеблется в пределах 1-1,5 часа. Соответственно, на эти же 1,5 часа маршрут работает меньше вечером, потому как необходимо соблюдать нормы труда и отдыха водителей.
Следующая проблема, на которой мы хотели бы обратить внимание, это диспетчерская для маршрута. Раньше, диспетчеризовался маршрут в Ручьях - там большая конечная, 18-ый - единственный троллейбусный маршрут там. А по Таллинской ул. и ул. Стахановцев был просто оборот, без стоянки. Теперь ситуация ровно наоборот: на узкой, маленькой, неприспособленной для большого количества троллейбусов ул. Стахановцев диспетчерская для 18-го маршрута, а по пустынной площади в Ручьях - оборот. Наличие диспетчера в Ручьях могло бы решить эту проблему, но увы.
улица Стахановцев.
Автор: Михаил Исаев.
Источник: 8 мая 2015 года
Ну и последняя проблема, на которой мы хотим заострить внимание, это остановки. А конкретнее, остановка на пр. Металлистов (между шоссе Революции и Большой Пороховской ул.) у поликлиники № 17. Ещё в 2013 году КРТИ сообщал в ответе на запрос, что в 2013-2014 годах будут выполнены проектные работы по данному адресу, а затем определены сроки выполнения строительно-монтажных работ. Уже подходит к концу 2015-ый год, а воз и ныне там...
В заключении хотелось бы отметить, что серьёзнейшим импульсом к увеличению пассажиропотока, может послужить не только пересмотр трассы 132 автобуса (с исключением 99% дублирования троллейбуса), но и установление графика работы на весь день, что позволит пользоваться этим маршрутом не исключительно как "подвозкой".