Завершающий пост о моделях трамваев в Петербурге посвящён абсолютно новым вагонам, поставленным в 2012-2014 годах.
Первыми новыми вагонами, поступившими в Петербург за длительное время, стали трамваи-челноки модели БКМ 84300М, произведённые в Белоруссии. Эти вагоны были закуплены специально для трамвайного маршрута № 3, открытие которого предполагало наличие двухкабинных трамваев, из-за невозможности строительства оборотного кольца на Сенной площади.
Уже с 2013 года стали поступать трамваи-челноки модели 71-631-02, произведённые в России в городе Усть-Катав. Все челноки данной модели пополнили парк трамваев ТП № 7, что в некоторой мере поспособствовало открытию трамвайного маршрута № 39, на котором используются только двухкабинные трамваи, т.к. на к/ст. "станция метро Новочеркасская" построен оборотный съезд.
Также, в город поступали вагоны модели 71-631, отличавшиеся от "челноков" только наличием одной кабины.
Надо сказать, что и БКМы и КТМы - это трёхсекционные вместительные вагоны, оборудованные пандусами для инвалидов, большими накопительными площадками, мягкими креслами, мощными калориферами, электронными маршрутоуказателями и т.д. Данные трамваи удобны не только для пассажиров, но и для водителей - просторная кабина с дополнительным местом для инструктора, панорамные стёкла, удобное кресло и пульт... Всё выше перечисленное выводит трамвайные перевозки на совершенно новый уровень.
Теперь расскажем о новинках конца 2014 года.
В этот период были закуплены 3 новые для Петербурга модели трамваев:
1) Модель: 71-623-02.
Это трамвай произведённый также на УКВЗ. Только данный трамвай уже не трёхесекционный, а "одиночный", но внутренняя начинка полностью соответствует модели 71-631. Отдельно надо сказать, что вагоны, поступающие в 2014 году из Усть-Катава уже выкрашены в стиле брендовых цветов ГЭТа, т.е. трамвай не бело-красный, а серебристо-красный.
2) Модель: 71-407-01.
Поставщик данного трамвая - УралТрансМаш (УТМ). За свой "суровый" внешний вид этот вагон прозвали "броневик". Во время презентации вице-губернатору Петербурга И. Албину этот вагон получил наибольшие нарекания по компоновке салона и со стороны Комитета по транспорту, и со стороны вице-губернатора. Поэтому, вероятнее всего, город откажется закупать такие трамваи.
Действительно, в данном вагоне есть ряд существенных недостатков: небольшая накопительная площадка, высокие ступени при переходе в высокопольную часть трамвая, высокие непрозрачные перегородки в салоне, которые "съедают" пространство.
3) Модель: Alstom Citadis 301 CIS.
Это первый 100% низкопольный трамвай в Петербурге: предыдущие модели имеют лишь по 70% низкопольной части. Этот трамвай был произведён французским машиностроительным холдингом Alstom, профилем которого является производство высокоскоростных поездов.
В чём же особенность "заграничного трамвая"?
Кроме экстерьера и интерьера существенным отличием, скажем, от модели 71-631, является наличие средней "неповоротной" тележки, что ограничивает радиус кривых, которые может проходить данный вагон. Как видно из первых недель эксплуатации - это существенно сказывается и на скорости движения трамвая. На 16-ом трамвайном маршруте, на котором работают данные трамваи, очень много кривых малого и большого радиуса (навскидку, их больше 15). Поэтому трамваи Alstom катастрофически не укладываются в расписание, "привозя" за полкруга 15-20 минут опоздания.
Ещё одной особенностью данного трамвая является отсутствие на табло места для софитов, так привычных Петербургу. Конечно, данный трамвай укомплектовали софитами, но они не входили в комплект данного вагона.
Несмотря на обилие новых моделей трамваев, количество их не превышает и полусотни (38 единиц), что составляет лишь 5% всего трамвайного парка Санкт-Петербурга. Также, новые трамваи поступили только в 3 трамвайных парк из 6.
"Трамвайный зоопарк" (так назвала одну из своих статей интернет-газета Фонтанка) ни к чему хорошему не приведёт, так как обилие разных моделей ухудшает условия эксплуатации трамваев. Достаточно вспомнить пример с трамваями БКМ, к которым нет нужных запчастей; данные вагоны часто выходят из строя по тем или иным техническим причинам, а так как ремонтная зона ТП № 5 заточена под трамваи ЛМ и ЛВС, то трамваи подолгу простаивают в парке.
В свете последних экономических событий, Комитет по транспорту пересмотрел техническое задание для конкурсов на покупку трамваев в 2015 году, убрав из документации строку о 100% низком поле - теперь допускается 70%. Вокруг этого разгораются споры: нужен нам 100% "низкий пол" или нет? Ответом на это может послужить пример с трамваями Alstom. В том виде, в котором он существует сейчас, а главное, по тем ценам, которые предлагаются, "игра не стоит свеч". Лучше будет 10 трамваев полунизкопольных, чем 5 полностью низкопольных.
Вот на такой ноте мы заканчиваем обзор модельного ряда трамвайных парков Петербурга.
По мере поступления новых моделей, будут появляться новые обзоры.